Главная » Статьи » Это интересно

Луис Тиффани и Эмиль Галле. Сказка света и стекла

Что такое техника «лунного света»? И каким светом светит ваша луна?

 

Какие техники еще не создали художники и дизайнеры? Подумает человек не творческий и утвердительно скажет: «Все уже открыто! Изобретать нечего!» А тем временем, творческие умы продолжают создавать и восхищать своими чудесными образами искусства и нерукотворными творениями. Вы задумывались когда-нибудь, ведь все открытия делаются сказочным образом! К примеру, американский декоратор, художник-витражист, Луис Комфорт Тиффани. Как он создал первую лампу? В его стекольной мастерской (Студия Тиффани) оставалось множество обрезков, осколков разноцветного стекла - их было жалко выкидывать, они как россыпь самоцветов радовали глаз, сверкая гранями на солнечном свете и мерцая, как звезды, при лунном. А кому как не сыну ювелира знать цену этих самоцветов!? Луис Тиффани задумался: «Как можно использовать эти кусочки?» И начал выкладывать из стеклышек рисунок, а для того чтобы соединить получившуюся мозаику, придумал обернуть каждый осколок стекла фольгой смазанной клеем и спаял сложенный мозаичный рисунок. И спаял не просто плоский витраж, а сделал объемный, и подсветил его. Так случилось открытие, и получился шедевр! Создаваемые сказочным образом произведения искусства, сами были сказочными. Все что находилось рядом с ними, казалось банальным и безвкусным. Произведения, из спаянных между собой кусочков стекла, называются работами в стиле (технике) Тиффани. Этой технике уже больше 100 лет и она не теряет своей актуальности и до наших дней остается в моде.

Итак, начнём сегодняшнюю сказку, которая случилась полтора века назад. Историю «лунного света» начал стекольщик второго поколения, который жил в стекольном городе Нанси, региона Лотарингия, в самом Королевстве Франция. Звали его - Эмиль Галле. Творил он сказочное стекло под названием «лунное», которое покупали люди с хорошим вкусом, богатые и короли…

   

Луис Тиффани и Эмиль Галле

Почему работы Галле называются «лунными»?


Эмиль Галле создал технику «лунного света» (clair-de-lune). Не простым способом, да и не одним он добился эффекта лунного свечения:

1. Он придал стеклу сапфировый оттенок, введя в его состав оксид кобальта. Вводя малое количество оксида кобальта (II) он получал голубое стекло, а при большом проценте оксида в составе стекла – фиолетово-синее с красноватым оттенком, и соответственно, варьируя количество оксида-красителя он получал любой цвет из палитры, от голубого до фиолетово-синего.

 

2. У мастеров по обработке камней он позаимствовал технику «камея» (резьба по камню). Галле, использовав кислоту для травления, гравировку и резку по стеклу, добился имитации этой техники в стекле.

3. Для того чтобы создать эффект глубины стекла и достичь разнофактурности, он:

- стал отливать изделия из многослойного стекла - 2-5 наслоенных друг на друга стекол разных цветов. Он совместил разные методы работы с горячей стекольной массой, вводил в фактуру фольгу, пузырьки воздуха, трещинки, и назвал эту технику «стеклянное маркетри» (от франц. - marqueterie)3,

- матировал фон и внутреннюю поверхность изделий, что придало стеклу бархатистость.

4. Будучи ученым-ботаником, а также писателем и философом, практически ни одной работы Галле не мог оставить без флористического сюжета, элементов фауны, орнамента, и цитат любимых им поэтов. Работы со строками авторов назывались «говорящее стекло» (verreries parlantes).

5. И, наконец, декоратор подсветил свои работы. Свет, проходя через матовое, многослойное стекло, бархатной окраски, создавал эффект свечения луны.

Эмиль Галле был одним из первых мастеров-стекольщиков, кто догадался сделать работы со светом. Галле и Тиффани жили и работали в одно время, в одну эпоху и, не зная друг о друге, практически однвременно сделали, каждый, свои гениальные лампы и подсветили их.

Великий декоратор Э.Галле, обладая знаниями практически обо всех технологиях и техниках обработки стекла и работы со стеклом, а также о других видах декоративно-прикладного мастерства, создал новую технику обработки стекла, которую назвал – техника «лунного света».

Любимые "луны" Галле светили бело-оранжево-коричневым мягким светом.


А каким светом светит ваша луна?


_____________________
1 цвета королевского камня «сапфир» - глубокий синий цвет, зеленый, розовый, оранжево-желтый, выгоревшего василька (или васильково-синий бархатный), фиолетовые оттенки.
2 СоО - пигмент для керамики, стекла, фарфора. Оксид кобальта(II, III) Со3О4 - серые или черные кристаллы.
3 marqueterie – до Галле, разновидность мозаики из фигурных фанерных пластинок, отличных по цвету и текстуре, которые наклеивают на какую-либо основу, например, на деревянные мебель, панно.



Текст: Марина Городецкая,



Источник: http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2129370&keywordid=791620
Категория: Это интересно | Добавил: Irmina (26.06.2011)
Просмотров: 2937 | Теги: Луис Тиффани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]