Главная » Статьи » Это интересно |
Имя Генриха (Анри) Брокара на рубеже XIX - XX веков знала вся культурная Россия. Француз по рождению, Брокар приехал в Россию в 1861 году и спустя три года основал собственное мыловаренное производство. _________________________________
_____________________________ Еще в детстве у Генриха Брокара обнаружился невероятный дар, однажды папа Брокар с большим удовольствием подбрасывал вверх своего румяного карапуза, а тот смеялся на руках отца и неожиданно спросил: В Россию Брокар попал сложным путем. Его отец продал парфюмерную лавку, расположенную в самом центре Парижа - на Елисейских полях, и подался с семьей в Америку. Причина отъезда - обострившаяся конкуренция среди парижских торговцев ароматной продукцией. Франция периода Второй Империи переживала период экономического подъема, крупные компании поглощали мелкие. Бизнес Атанаса Брокара был слишком мелким, а заокеанский рынок казался неосвоенным и оттого заманчивым.
Россия для парфюмеров выглядела действительно чрезвычайно привлекательно. На Руси были древние банные традиции. Представители всех сословий неизменно раз в неделю (как правило, в субботу) обязательно посещали бани и парились до изнеможения. Но большинство россиян мылось в ту пору щелоком, изготавливаемым кустарным способом из печной золы. Хорошее мыло завозилось из-за рубежа и было доступно лишь представителям высшего сословия. А народ попроще в лучшем случае пользовался помывочным средством, внешний вид которого вошел в пословицу: "Мыло черно, да моет бело". __________________
__________________________ Обосновавшись в России, Генрих Брокар около полутора лет проработал наемным технологом в представительстве одной из французских парфюмерных фирм и изобрел новый способ изготовления концентрата духов. Это было очень перспективное открытие, сулившее автору солидные премиальные. Но он совершил непостижимый для коллег поступок - продал изобретение парфюмерной компании "Рур Бертран" за 25 тысяч франков и на вырученные средства открыл мыловаренную фабрику в Москве. Так Брокар, говоря сегодняшним языком, нашел свою рыночную нишу. _______________________________
_____________________ Необходимо отметить, что за два года до этого Генрих Афанасьевич совершил другой крайне важный в своей жизни поступок. Он женился на московской барышне Шарлотте Реве, бельгийке по рождению. Томас Равэ, бельгиец по происхождению, открыл небольшой магазинчик хирургических инструментов в центре Москвы на Никитской улице. Его дочь Шарлотта получила хорошее образование в одном из московских пансионов благородных девиц, где, помимо музыки, художественной вышивки танцев и манер приобрела знание нескольких иностранных языков, азов математики и основ бухгалтерского дела. Так что Шарлотта была не только милой и симпатичной, но и всесторонне образованной барышней. __________________________
____________________ Томас Равэ любил принимать у себя друзей и приезжих французов и бельгийцев. Однажды его посетил и Анри Брокар. Как только Томас Равэ представил Генриху свою дочь Шарлотту, тот с первой же минуты был очарован ею, но сердце девушки было уже занято известным певцом. Однако Брокар не отступился. На один из домашних концертов он приносит к Равэ корзину восковых фиалок и просит поставить их на рояль. Коварный парфюмер знал тайны привораживающих запахов. Как оказалось, запах фиалок пагубно влияет на связки, в результате чего возлюбленный мадемуазель Шарлотты опозорился, дав петуха, после чего исчез в неизвестном направлении. В заброшенной конюшне Фаворских молодожены открыли мыловарню, и Генрих вместе с двумя работниками начинает варить мыло. Детище Брокара выпускало поначалу до 60 кусков мыла в день. Сохранились фамилии первых покупателей - купцов Смирнова, Дунаева и Дамтина. Но как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла 2–3 рубля. Успех брокаровского начинания был фантастическим. Оптовики дневали и ночевали около ворот фабрики, стремясь быстрее заказать новую партию мыла, шампуня или помады (эту продукцию Генрих Афанасьевич также начал производить для широких покупательских масс). ____________________________
______________________________________ Уже в 70-е годы Генрих Брокар задумался о расширении своего бизнеса. В его мыслях все четче вырисовывался проект выпуска духов и одеколона. Это был качественно иной бизнес. Обеспеченные покупатели давно уже привыкли к иностранной продукции, а простолюдинам одеколон был не по карману. ___________________________
_____________________________ Сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г.) стал фонтан, который бил в центре павильона. Его струи испускали необычный аромат. Генрих Брокар, вложив в создание фонтана немалые деньги, не прогадал. Его новая продукция - одеколон "Цветочный" - была презентована чрезвычайно эффектным и эффективным способом. Струи одеколона, образно говоря, промыли мозги потенциальным потребителям. Газеты того времени много писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные окунали в фонтан пиджаки. Выставка закончила работу, а по Москве еще долго бродили, благоухая "Цветочным", магазинные приказчики, средние и мелкие чиновники, купцы и ремесленники - основной контингент потребителей продукции Брокара. _________________________ С помощью необычной акции одеколон "Цветочный" быстро завоевал Москву, а впоследствии и Россию. Вслед за ним последовали другие марки. Брокар умело использовал политическую конъюнктуру в своих целях. Так, в разгар русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стали весьма популярны помада и мыло "Букет Плевны". Еще один эффектный прием принес Генриху Брокару массу новых покупателей. Открывая очередной магазин в Москве (всего их было около десятка), он сообщил через газеты, что весь день набор из 10 предметов - мыла, одеколона, шампуня и др. - будет продаваться за…1 рубль. Властям пришлось вызывать дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить чудовищную давку. ________________________
_____________________ Уже пожилой Брокар не посрамил славы своих предков. В 1913 году его «империя» обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюма. Только об одном сожалел известный парфюмер — в коллекции высоких наград его «империи», которую теперь отлично знали не только в России, но и за её пределами, не хватало звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Даже два золотых российских герба, украшавшие этикетки фирмы и пожалованные Брокару в знак признания его заслуг и качества продукции, не могли утешить обрусевшего француза. Однажды в конце 1890-х годов Генриху вспомнилось детство: уютный дом во Франции, весёлый, усатый, ещё совсем молодой отец и старая тётка Жанель, утонувшая в глубоком кресле, стоявшем в полутёмном углу гостиной. _____________________________ _______________________________ Апофеозом деятельности Генриха Брокара стала Всемирная выставка 1900 года, проходившая на его исторической родине - в Париже. Продукция "Товарищества "Брокар и Ко"" получила там высшую награду - "Гран-при". Не это ли лучшее свидетельство оценки дара нашего героя - бизнесмена и технолога, смелого новатора и патриота своей второй родины - России. «Товарищество Брокар и К°» с оборотом в 2,5 млн рублей перешло к его вдове Шарлотте Андреевне. В 1917 году фабрику национализировали: легендарная «Империя Брокара» превратилась в «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5». Мишель не стерпел такого безобразия и в 1922 году выступил с предложением. Не дело - так называть парфюмерное предприятие, совсем недавно имевшее заслуженную мировую славу. Уж коли большевикам так хочется новых традиций и решений, пусть назовут фабрику "Новая заря”. __________________________
___________________________ Красно-белый дизайн упаковки, предложенный художником Евсеевым для всей парфюмерной линии «Красная Москва», остается неизменным с 1925 года. В фигурном флаконе в форме Кремлёвской башни заключены мечты Генриха Брокара, императрицы Марии Федоровны и грёзы множества давно ушедших от нас русских красавиц. Теперь трудно поверить в то, что парфюмерная российская фабрика выступала наравне с французскими и была отмечена высшими наградами на престижных выставках. Технология изготовления на «Новой заре», естественно, изменилась — советская парфюмерная промышленность не смогла сохранить легендарные рецепты. И сегодня бывшие духи «Любимый букет императрицы» теперь имеют чуть горьковатый запах. В те годы «Красная Москва» из дорогих духов для избранных превратились в доступную вещь. Ими пользовались все модницы Советского Союза. Источник: http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post56269460 | |
Просмотров: 6017
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |